Правила общего раздела

При открытии новой темы чётко внятно и понятно напишите заголовок темы, который должен раскрывать её суть. Название и описание вашей темы должны быть понятны и раскрывать смысл начатой вами дискуссии. Дискуссии должны иметь отношение к проекту Xcraft. Для посторонних разговоров существует отдельный раздел.

Duke Степанович

Группа guest
Вот недавно нашёл быллинку :lol:
Duke Степанович:
Дюк Степанович — богатырь, герой киевского былинного цикла. По сюжету и содержанию «Дюк Степанович» — одна из самых оригинальных русских былин, отразившая черты реального быта Руси как XII, так и XVII века.

По-видимому, тексты Древней Руси называли родиной Дюка Галицко-Волынскую землю: в XII—XIII веках это княжество было могущественным и независимым от Киева. В отличие от известных нам богатырей, которые из своих княжеств едут в Киев, чтобы стоять на защите Русской земли, Дюк приезжает сюда с недобрыми целями.

Высказывались предположения, что имя Дюка Степановича было производным от дука Стефана IV, венгерского короля, но помимо западноевропейского титула «дук» (герцог) и имени Стефан существует украинское слово «дук» (богач) и русское имя Степан, что вполне соответствует содержанию былины о богаче Дюке Степановиче. Наиболее вероятным первоисточником былинного сюжета считается византийское «Сказание об Индийском царстве» XII века, получившее широкое распространение на Руси и оказавшее влияние на многие литературные памятники. Начиная с середины XVI века на сказание могли оказывать влияние рассказы купцов об открытых на западе Индиях (как они официально именовались) - Америки, и в частности Империи инков, в которой дома действительно были "из золота и серебра", а количества привезённых - награбленных (Выкуп Атауальпы) и добытых из недр (Потоси) - оттуда сокровищ превышали в несколько раз европейскую ежегодную добычу золота и серебра.
_________________________________________________
Былина:"Duke Степаноич"(кому нечего делать - почитайте ;)
_______________________________________________
Из славного города Галича, из богатой земли Волынской выехал добрый молодец, Дюк Степанович, на охоту. Но не заладилась охота — даром он расстрелял свои дорогие стрелы. Собрал Дюк все стрелы в колчан и вернулся домой в Галич, а дело было в Великую Субботу. Дюк отстоял вечерню и попросил у матушки благословения съездить в стольный Киев-град, повидать князя Владимира и княгиню Апраксию. Мать его стала отговаривать: в Киеве живут люди лукавые, изведут добра молодца. Сын матушке ответил: «Дашь, мать, прощенье, поеду, и не дашь прощенья, поеду». Дала ему матушка благословенье, дала и плёточку шёлковую. Пошёл Дюк в конюшню, выбрал себе там коня богатырского, бурушку косматого, надел на него богатую сбрую.

Конь поскакал в Киев: скачки делал и по версте, и по три, и по пяти вёрст, реки и озера между ног спускал и гладкие мхи перескакивал. Налетела на молодца Горынь-змея о двенадцати головах, хотела огнём сжечь — добрый конь от неё ускакал. Напал на молодца лютый зверь, хотел коня проглотить — добрый конь от зверя ускакал. Налетела стая воронов, хотела молодца разметать — и от них ускакал добрый конь.

Проехал Дюк три заставы, приехал на четвёртую. На заставе стоит шатёр, в шатре спит добрый молодец, старый казак Илья Муромец Дюк не знал, кто в шатре, стал его на бой вызывать. Когда же Илья Муромец вышел из шатра, Дюк повалился к нему в ноги и сказал: «Один на Руси могуч богатырь, старый казак Илья Муромец». Илье эти речи полюбились. Он наказал Дюку: если в Киеве его обидят, пустить весть со стрелой в чисто поле. Сокол стрелу подберёт, Илье принесёт, Илья приедет и Дюку поможет.

Приезжает Дюк в Киев прямо в палаты княжеские, крест кладёт по-писаному, поклон ведёт по-учёному. Князя Владимира дома не было — был он в церкви у заутрени. Дюк сел на своего бурушку, приехал в собор Богородицы, стал возле князя Владимира между Бермятой Васильевичем и Чурилой Пленковичем. Князь спрашивает добра молодца: кто он, из какой земли и какого племени? Дюк отвечает: он из города Галича, из богатой земли Волынской, молодой боярский сын Дюк Степанович. Давно ли он из Галича? — спрашивает князь. Дюк отвечает: вечерню стоял он в Галиче, а к заутрене поспел в Киев. Бояре же говорят: «От Галича до Киева прямой дорогой езды три месяца, а окольной — шесть месяцев, если есть кони переменные». Князь спрашивает, дороги ли кони в Галиче. Есть и по рублю, и по два, и по сту, и по пяти сот, — отвечает Дюк, — а моему коню я и цены не знаю. Кончилась заутреня, вышли все на улицу, а там весь народ любуется на Дюкова коня. Поехал Дюк по Киеву, головой качает: «У матушки моей мостовые все дубовые, а твои мосты, государь, неровные все, сосновые». И на что он ни взглянет, все так: и икон у князя над воротами мало, и пшена коням не насыпано, и вино горькое, и калачи пахнут на хвою сосновую, а в Галиче все лучше и богаче.

Обиделся наконец Чурила Пленкович, решил с Дюком удариться об заклад, кто кого перещапит (богаче оденется). Постави-ли поруку пятьсот рублей. За Чурилу ручается и князь, и все бояре, а за Дюка готова ручаться одна голь киевская. Догадался тогда Дюк, послал стрелу с весточкой в чисто поле Илье Муромцу. Илья Муромец приехал в Киев, поручился за Дюка. Чурила Пленкович обул сапожки зелен сафьян, под пяту хоть соловей лети, а кругом пяты хоть яйцом кати; одел и шапку ушисгу, пушисту, завесисту. А Дюк Степанович обул лапотцы семи шёлков, яхонтами украшенные, каждый камень стоит всего города Киева; да одел шубу свою расхожую: в пуговках литы лютые звери, в петельках шиты лютые змеи. Подёрнул Дюк по пуговкам и по петелькам — звери заревели, змеи зашипели, от их рёва и шипа все в Киеве на землю попадали. Перещапил Дюк Чурилу Пленковича, взял свои пятьсот рублей, купил на них киевской голи зелена вина

Сказал тогда Чурила: «Пошли, князь, в Волынскую землю переписчика Дюково богатство описывать». Послали в Галич Добрыню Никитича. Приехал Добрыня в Галич, нашёл высокие три терема, в них сидит старуха в шёлку да в золоте. Добрыня ей поклонился как Дюковой матушке — оказалось, это Дюкова калачница. На другой день встретил другую старуху в золоте — оказалась Дюкова нянюшка. А Дюкову матушку Добрыня встретил на главной улице, дорогу ей выстилали сукном, а перед ней шли лопатники и метельщики — дорогу расчищали. Дюкова матушка Добрыню напоила, накормила, повела богатства показывать. И написал Добрыня так: «Нам из города Киева везти бумаги на шести возах, да чернил везти на трёх возах — да не описать будет Дюкова богатства». Вернулся в Киев, показал князю своё писание: вышел Дюк во всем прав.

Опять побился Чурила с Дюком об заклад: кто из них перескочит на коне Почай-реку. А заклад у них был не на деньги, а на буйну голову. Чурила издалека разгонялся, а Дюк Степанович без разгона с крутого берега прыгнул и Почай-реку перепрыгнул. Хотел он Чуриле голову срубить, да упросили за того князь и княгиня. Тогда Дюк над Чурилой посмеялся, с князем, с княгиней и со всем народом попрощался и вернулся домой в Галич-град. Пересказал Н. Н. Зубков
4 Октября 2013 14:28:39
4 Октября 2013 14:28:39

Информация

Вы не авторизованы

1 чел. читают эту тему (гостей: 1)

Пользователей: 0 Claude Bot

Космическая онлайн стратегия Xcraft это бесплатная игра для алигархов. Пример боя >> Регистрация >> И космос весь ваш на тысячи лет...

2009 — 2524